Заработать можно разными способами — инвестициями, торговлей, вкладами, а можно заработать, сократив расходы — и тема как ведется бухгалтерская отчетность самостоятельно как раз про это. В наше время, когда кругом столько технологий, почему бы не отказаться от услуг бухгалтера и предпринимателю самому не заняться бухгалтерской отчетностью? И тут никак не обойдется без поиска в Гугле или Яндексе, но поиск нас встречает совсем не тем, что мы ждём — там масса рекламы и, в том числе, всеразличные аутсорсеры — как раз те самые бухгалтерские услуги, от которых большинству современных предпринимателей хотелось бы отказаться. А почему не всем? Очень просто, есть обязательная бухгалтерская работа для любого бизнеса, и если она превышает разумные рамки, то даже в случае, если предприниматель всё может и умеет, на это вот всё элементарно может не быть времени, и тогда аутсорсинг и пригодится, но об это мы тоже поговорим, но позже. Начинается всё с другого — бухгалтерская отчетность самостоятельно ведется кем? Предпринимателем. Но бизнес может выбрать разные налоговые системы — УСН, АУСН, ПСН, ОСНО, и в каждом случае будут либо глобальные, либо локальные, но различия, и бухгалтерия будет выглядеть ну совсем по-разному, особенно если учесть, что ООО всегда и везде обязаны вести бухучет, и на его основе сдавать бухгалтерскую отчетность, а ИП — не обязаны. Соответственно, бухгалтерская отчетность самостоятельно для ИП — это действительно легкое дело, нужно только разобраться, как инструменты есть на рынке, для ООО, соответственно, этот разговор должен быть отдельный.
Начнем про ведение бухгалтерской отчетности самостоятельно для ИП, когда бухучета и бухотчетности нет. Любой поисковик выдаст следующую кучу предложений (их больше, но для ИП выделим только подходящие):
— Онлайн-сервисы СКБ Контур. Это мощнейший разработчик в стране, так что неудивительно, что он всегда будет на первом месте, в случае когда ИП требуется бухгалтерская отчетность самостоятельно, СКБ Контур предложит как минимум три основных варианта — Контур Эльба, Контур Бухгалтерия, Контур Экстерн. Каждый сервис очень-очень мощный и популярный, но ИП в первую очередь стоит рассмотреть Эльбу, если её не будет хватать (особенно для работодателей это важно), то Контур Бухгалтерию. А вот с Контур Экстерн история интересная — это мощнейший сервис для сдачи отчетности, как самостоятельно, так и «не самостоятельно», умеет практически всё, надежен, популярен и т.д. Но рынок, технологии диктует свои новшества — и оба последних сервиса начали глубокую интеграцию, так что через какое-то время рынок увидит новый масштабный онлайн-сервис. И один из конкурентов, которого выдаст поиск, идёт по точно такому же пути, но о нём чуть ниже
— Онлайн-сервис Мое Дело. Прежде всего, это конкурент сервису Контур Эльба, частично конкурирует с Контур Бухгалтерией. Ну просто нет других игроков на поле… Со вторым сервисом Мое Дело конкурирует только потому, что включило в себя ОСНО и блок для аутсорсинга своими силами. Эльба и Контур Бухгалтерия позволяют работать совместно, в том числе с аутсорсерами, но не предлагают от себя штатных аутсорсеров, хотя проекты подобного рода были. А раз они «не взлетели», значит на то были причины… Если направление убыточно, то зачем им заниматься? Поднимать цены на прочие направления? Кстати, Эльба держит цены очень-очень низко, позволяя даже маленьким ИП воспользоваться современными технологиями, а про тарифы Моего Дела нужно говорить отдельно, они весьма высокие, особенно для ИП. Причем есть крайне нестандартная альтернатива как к этим тарифам подключиться.
— Сбербанк бухгалтерия. Зеленый монстр чего только не умеет, чего только не предлагает, неужели Сбер бухгалтерию онлайн разработал? Для этого же нужно столько инвестиций, компетенций, годы работы… Пробуем, смотрим, а на деле это оказывается тот же сервис Мое Дело, просто он интегрировался в Сбер. Уровень цен такой же. Внешне может привлечь, но стоит только шагнуть в сторону — придется доплачивать (от слова «плачь»?..). У сервисов Контура принцип другой — всё включено, только Контур Экстерн предлагает различные модули (модификаторы), а так — всё просто, есть простые тарифы, определиться легко. И нет скрытых нежданчиков.
— Инфобухгалтер. Разработка некоего ООО «Инфо-Бухгалтер», на сайте нет истории, реквизитов, и вообще мало что есть. Готовы ли вы доверить свою бухгалтерию такому ООО? Ценник, вернее тарифы — это набор огромных таблиц, разобраться в них сложно, нет ссылок и подробных описаний, возможно если долго искать, то где-то и можно найти, но кажется нам пытаются навязать консультации с последующей неминуемой продажной обработкой. Но это предположение, бухгалтерская отчетность самостоятельно для ИП возможна, как можно понять, с помощью различных программ и сервисов. Но если сервисы СКБ Контур прямо заявляют, что высочайший уровень автоматизации, интеграции позволит предпринимателю самостоятельно формировать отчетность, в том числе бухгалтерскую, то программы о таком и близко не говорят, делать всё придется вручную. За те же деньги, или больше деньги, но времени уж точно придется потратить больше.
— Сбис. Этот онлайн-сервис новичок на рынке, но нацелился на конкуренцию с Контур Экстерн и Контур Бухгалтерией. Как же так? А Сбис или Контур — это давняя дилемма бухгалтеров, просто много лет Сбис не развивал онлайн-учет, а занимался преимущественно отчетностью онлайн. Но не так давно решил развиваться в направлении онлайн-бухгалтерии, в чем-то догоняя, в чем-то отставая, в чем-то опережая сервисы Контура. Как было выше отмечено, Контур Бухгалтерия и Контур Экстерн глубоко интегрировались (начали), и на рынке в будущем, вероятно, будут именно мощные многозадачные онлайн-сервисы для бизнеса и бухгалтерии. Но пока что Сбис ещё над многим нужно поработать.
— Очередной пилотный проект от ИФНС по сдаче отчетности онлайн. Да, да, это не первая попытка, хотите участвовать в эксперименте за счет своего времени и прочих ресурсов — переходите по ссылке.
— Такском. Цены начинаются примерно от 2 тыс. руб. Вкусно, интересно. Но… где же интеграции? Современный бизнес использует интернет-банк, многие обязаны онлайн-кассы содержать и вести, нужно в какой-то программе вести торговлю и т.п. В общем, наверняка найдутся в необъятной России те, кому нужно только «это», в остальных случаях использование кучи независимых друг от друга программ и сервисов приведет к IT-зоопарку. Несогласованность, ошибки, несовместимости, и да — не забывайте всё это хозяйство обновлять (кроме онлайн-сервисов, это они сами делают, но могут и не включить новые возможности сервис в ваш тариф…).
На этом поисковики перестают представлять что-либо полезное и интересное. Ну а для ООО бухгалтерская отчетность самостоятельно требует такого же обзора, но отдельного, опыт использования онлайн-сервисов и программ для ООО сильно отличается, как по возможностям, так и по стоимости.