Упрощенный бухучет – как организовать на практике?

Упрощенный бухучет имеет свои особенности. Министерство финансов России в своих письмах четко прописывает кто имеет право на ведение упрощенного бухгалтерского учета и сдачи финансовой отчетности. Чаще всего это субъекты малого предпринимательства.

Упрощенный бухучет: для кого и для чего

упрощенный бухучет 2014Помимо малых организаций упрощенный бухучет актуален для некоммерческих фирм и резидентов Сколково. Последние две категории нам не интересны, остановимся на первой.

Малые организации – это предприятия со средней численностью работников до 100 человек и годовой выручкой менее 400 миллионов рублей (без обложения налогом на добавочную стоимость). Единственное исключение: малые предприятия, выпускающие публичные ценные бумаги не имеют право применять упрощенный бухучет. 2014 год для них не стал исключением. Это правило актуально и по сей день.

Что же представляет собой упрощенный бухучет?

  1. Процедура признания доходов и расходов: используется кассовый метод, который намного проще метода начисления. Расходы и доходы признаются в момент оплаты. То есть их признание можно регулировать по движению денежных средств на расчетных счетах и по кассам организации.

Но в любой бочке меда есть своя ложка дегтя. Кассовый метод  — не исключение. При учете основных средств могут возникнуть расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом, если имущество до конца не оплачено. При этом методе амортизацию по ОС можно будет начать начислять только после полной оплаты.  Также нельзя забывать о признании расходов равными долями по кварталам в течение года, когда используют упрощенную систему налогообложения при покупке основных средств. Разница между бухгалтерским и налоговом учете в данном случае неминуема.

И еще, если используется кассовый метод, неудобно списывать материалы. В бухгалтерском учете можно учесть затраты при их покупке только после того, как они направлены в производство.

  1. «Свой» план счетов: организация может утвердить план счетов, в котором будут использоваться только востребованные в силу специфики деятельности счета.
  2. Сокращенная бухгалтерская отчетность.
  3. Разработка и использование своих регистров: упрощенный бухучет сводится к использованию меньшего количества различных журналов и ведомостей.
  4. Можно не применять в учете некоторые ПБУ: ПБУ 18/02, ПБУ 8/10, ПБУ 16/02, ПБУ 7/98, ПБУ 2/08, ПБУ 11/08, ПБУ 12/00

 

Подробнее о сдаче отчетности при упрощенном бухучете

Упрощенный  учет 2014 года позволяет сдать отчетность по одному из трех вариантов:

  1. Стандартный. Сдаются все формы отчетности, пояснения к ней и справки.
  2. Сокращенный. Сдается только баланс и отчет о прибылях и убытках. Вторую форму еще называют «Отчет о финансовых результатах». Такая формулировка дана в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»
  3. Сокращенный с использованием специальных форм. Для микропредприятий предусмотрены специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Их можно найти в 5 приложении к Приказу №66н. Обе формы имеют всего один раздел. Показатели очень сильно обобщены и уменьшаются в нескольких строчках отчетов.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то к отчетности прилагается аудиторское заключение.

Предположим, что были обнаружены ошибки после отчетной даты. Организации, которые ведут упрощенный бухучет, 2014 годом могут их исправить и признать несущественными. Это еще одно преимущество малых и микро организаций. Также они могут в процессе деятельности вносить корректировки при изменении в учетной политике.

Упрощенный бухучет для ИП

Вообще индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Эта норма закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Независимо от системы налогообложения ИП не учитывают на балансе имущество и обязательства. Но вносить записи в КУДИР о отражать операции по кассе они должны. Также при использовании специального налогового режима ЕНВД индивидуальный предприниматель рассчитывает физический показатель в зависимости от выбранного вида деятельности. В принципе к этому и сводится упрощенный бухучет 2014 года.

Упрощенный бухучет без дебета и кредита

ПБУ 1/08 позволяет микропредприятиям не использовать метод двойной записи. Что это значит? Не нужно расписывать операции на дебет и кредит счетов. Достаточно вести регистры для каждого объекта учета (зарплата, налоги, материалы, товары, банк и т.)  — разработанные фирмой бланки, в которых будут содержаться название регистра, наименование фирмы, дата начала и конца составления, сама операция и суммы по ней.  Кассовый учет расходов и доходов без применения двойной записи вести нельзя.

Упрощенный бухучет для микропредприятия без дебета и кредита может «выйти боком», когда фирма поменяет свой статус на малое и дальше. Тогда потребуется помощь в полном восстановлении бухгалтерии в соответствии с требованиями законодательства. Поэтому лучше отказаться от этого метода с самого начала.

Как автоматизировать упрощенный бухучет? Стоит обратить внимание на современные технологии (все же знают про услуги в электронном виде?) и попробовать онлайн-бухгалтерию. Благо что знакомство начать очень просто — регистрация и первые полмесяца работы бесплатные, можно работать, пробовать, сравнивать и оценивать:

 

Регистрация (14 дней бесплатно)